Краткий очерк истории Русской (Российской) школы трансдисциплинарности

19.05.2015 21:19

Своё название «Русская школа трансдисциплинарности» получила не по этническому признаку, не по принадлежности к определённому государству, а по географическому и содержательному признакам. Это обстоятельство позволяет относить себя к Русской школе трансдисциплинарности специалисту и учёному любой национальности и гражданства, воспринимающего трансдисциплинарность, как самостоятельную научную дисциплину, как её понимали Жан Пиаже (Jean Piaget) и Эрих Янч (Erich Jantsch).

Можно указать на некоторые важные этапы становления и развития Русской (Российской) школы трансдисциплинарности:

В 1990 году в г. Нальчике (КБР) была создана общественно-научная лаборатория (кураторы - доктор биологических наук Керефова Майя Камбулатовна (зав. кафедрой генетики, биологического факультета КБГУ им. Х.М.Бербекова), доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана – Волченко Владимир Никитич, специалисты  Всесоюзного межотраслевого хозрасчётного научно-координационного центра «СОЮЗ-НАУКА» г. Москва, заведующий лабораторией – Мокий Владимир Стефанович). С момента своего создания, эта лаборатория поставила перед собой цель – формирование трансдисциплинарного подхода к познанию мира.

В 1993 году на базе общественно-научной лаборатории была создана научно-исследовательская лаборатория, которая продолжила работу в составе Экологического Центра Международного неправительственного института информатики биосферы «ИНТЕРБИОИНФОРМ» при биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (директор института - доктор физико-математических наук Тимофеев Владимир Иванович, руководитель Центра – кандидат биологических наук Путинцев Анатолий Иванович, заведующий лабораторией – Мокий Владимир Стефанович).

С 1993 по 1996 годы были в основном сформированы и проверены экспериментально, основные положения концепции трансдисциплинарного подхода. Начало экспериментальной и фактологической проверке трансдисциплинарных моделей «единицы порядка», с участием биологических тест-объектов, положили лабораторные опыты, которые были проведены сотрудниками лаборатории биоповреждений кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ кандидатом биологических наук Путинцевым Анатолием Ивановичем, кандидатом биологических наук Артюховой Валентиной Ивановной. Результаты многократно повторенных опытов позволили подтвердить теоретически предсказанный характер влияния упорядоченной среды на изменение численности и состояния биологических тест-объектов. Для лабораторного тест-объекта была выбрана быстро размножающаяся зеленая протококковая водоросль Scenedesmus quadricauda. Другим тест-объектом была использована одно-двух суточная молодь пресноводной мшанки Plumatella fungosa, адаптированная для целей биотестирования загрязнений природной воды [71,72,73]. Впоследствии, роль лабораторных тест-объектов исполняли различные участники - растворы химических веществ и кварцевые генераторы. Так как характер влияния упорядоченной среды не менялся при смене тест-объектов, можно говорить об универсальности теоретически предсказанной и практически доказанной природной закономерности. В свою очередь, прикладное использование этой закономерности открывает широкие возможности методик и технологий управления состоянием природных и социальных процессов, гармонизации этого состояния.

В 1996 году, принимая во внимание результаты теоретических и практических трансдисциплинарных исследований, по инициативе участников крупного межведомственного совещания, проходившим в Федеральном Управлении медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве Здравоохранения и Медицинской Промышленности РФ, трансдисциплинарный подход был рекомендован «для практического применения, в качестве альтернативного варианта при выполнении научно-исследовательских и других работ».

В 1997 году в рамках Русской (Российской) школы трансдисциплинарности были сформулированы основные принципытрансдисциплинарной конструкции гармоничного образования. В 1998 году основные методики, построенные на этих принципах, подтвердили свою эффективность по сохранению здоровья и заинтересованности в получении новых знаний учащихся. Двухлетний эксперимент проводился на базе учебного Центра «Перспектива» (г. Москва), директор Центра, кандидат пед. наук Виноградова Наталья Константиновна, куратор - доктор пед. наук, академик Российской Академии образования,  Амонашвили Шалва Александрович. Члены рабочей группы: Куминова Ирина Ивановна, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы Мокий Владимир Стефанович).

В 2000 году в рамках генерального Договора между Московским государственным строительным университетом и Научно-исследовательским институтом строительной физики (г. Москва) была выполнена НИОКР по теме: «Мониторинг и оценка технического состояния жилых домов первых массовых серий с элементами трансдисциплинарного подхода» (куратор – директор Научно-Технического Центра «Риск и безопасность сооружений» (НТЦ «РиБоС»), доктор технических наук, профессор Тамразян Ашот Георгиевич.  Члены рабочей группы: Голота Михаил Борисович, Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы Мокий Владимир Стефанович).

В 2001 году вышла из печати монография доктора экономических наук, профессора Государственного Университета Управления (г.Москва) Мокия Михаила Стефановича, «Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем». В монографии были обобщены результаты многолетних исследований объективных факторов развития экономических систем разных уровней, выполненных с помощью трансдисциплинарных моделей пространственной, временной и информационной единиц порядка. Автором предложены методологические принципы  применения трансдисциплинарного подхода  к исследованию полицикличности и этапности  развития экономических систем, а также их эндемичности [74].

В 2002 году в рамках Государственного Контракта №1.7.88/02 (заказчик: Министерство труда и социального развития Российской Федерации) была выполнена НИОКР по теме: «Апробация компьютерной системы идентификации индивидуальных календарных периодов – «РИТМ-ОТ» для работников профессий повышенного риска». Основу НИОКР составили результаты теоретических и практических исследований применения трансдисциплинарных моделей временной и информационной единиц порядка в  области индивидуальной профилактической медицины. Государственный Контракт был фрагментом работ Правительственной программы «ОХРАНА ТРУДА 2000-2004» (куратор - главный специалист Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, кандидат мед. наук Киселев Валерий Владимирович. Члены рабочей группы: Жамборова Анна Олеговна, Шегай Ольга Евгеньевна, руководитель группы Мокий Владимир Стефанович).

Так как трансдисциплинарность-4 изначально развивалась как самостоятельное научное направление, это дало ей некоторые преимущества как «по времени», которое потребовалось для формирования её концепции, так и «по содержанию», которое позволило разработать трансдисциплинарную методологию и трансдисциплинарные технологии решения сложных многофакторных проблем в различных направлениях науки, прежде всего, в экономике, экологии, образовании, здравоохранении, инженерных науках и строительстве, национальной безопасности. Следует отметить, что первые теоретические работы по философским аспектам трансдисциплинарности-2 появились в России в 2004-2005 годах (Л.П. Киященко). Однако, только за период 2001-2002 годовпредставителями Русской школы трансдисциплинарности уже было сделано четыре доклада на крупных международных конференциях по темам:

- Mokiy V. «The essence of the Informological Varients of the Transdisciplinary Paradigms»,

- Romanov P. «Transdiciplinary technologies in Education, Economics and Medicine».

Symposium «Paradigms Lost and Paradigms Gained: Negotiating Interdisciplinary in 21st Centure» May 9-12, 2001, University ofCalgary, Canada.

Моkiy V. Golota М. «Transdisciplinary Aspect of the Sustainable Development Management Know-How».

The International Conference «EURO-ECO 2001: Co-operation of Decision-Makers, Scientists and Practitioners for the Promotion of Sustainable Development and European Integration». June 18-19, 2001, University of Mining and Metallurg, Krakow, Poland.

Mokiy V. Romanov P. «Transdisciplinary Safety of «Global Brain Project».

International Conference «Global Brain», July 3-5, 2001, Vrije Universiteit Brussel, Brussels, Belgium.

- Mokiy V. «About the effectiveness of the use of transdisciplinary approach to solving the problems of nature and society». The Australian National University, Australia. The forums «The Nature and Society Forum» (Dr. J. Schooneveldt), «The Human Ecology Forum». (Dr. Jacqui Russell), Canberra, Australia, May 12-15, 2002.

На разных этапах обсуждения концептуальных положений трансдисциплинарности-4, активное участие принимали учёные, преподаватели и организаторы научного образования, представляющие Российские вузы, такие, как Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Государственный университет управления (г.Москва), Московский государственный технический университет им. Э.Н.Баумана, Московский государственный строительный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, (г.Нальчик), а также, специализированные государственные и неправительственные научные учреждения. Непосредственное участие в обсуждении основных положений трансдисциплинарности-4 приняли: доктор педагогических наук  Амонашвили Ш.А., доктор технических наук Боровков Е.И., доктор технических наук Волченко В.Н., доктор технических наук Ерёменко В.А., доктор философских наук Зорина Е.В., доктор физико-математических и доктор технических наук Иванов Ю.Н., доктор физико-математических наук Карамурзов Б.С., доктор биологических наук Керефова М.К., доктор медицинских наук Лебедева Н.Н., доктор экономических наук Мокий М.С., доктор физико-математических наук Налимов В.В., доктор философских наук Никифоров А.Л., доктор технических наук Тамразян А.Г., доктор геолого-минералогических наук Хомяков Д.М., кандидат технических наук Алпеев А.С., кандидат биологических наук Артюхова В.И., кандидат педагогических наук Виноградова Н.К., кандидат педагогических наук Гаджиева Н.М., кандидат физико-математических наук Клочкова Л.В., кандидат медицинских наук Киселёв В.В.,  кандидат педагогических наук  Кислинская Н.В., кандидат философских наук Лобанов Ю.А., кандидат исторических наук Шапошникова Л.В., кандидат педагогических наук Шевченко А.В., а также, Народный депутат РФ, член Совета Республики Верховного Совета РФ (1990—1993), член Комитета Верховного Совета РФ по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов Нестеров Евгений Константинович. Следует отметить вклад в общую работу энтузиастов трансдисциплинарности: Жамборовой А.О., Шегай О.Е., Диденко Н.Я., Вострикова В.Д., Беседина С.А., Богатурова Р.Б., Клименко Л.Д.

В период с 1996 по 2015 годы основные положения концепции трансдисциплинарности и результаты основных практических исследований в различных областях науки и техники неоднократно докладывались на крупных научных конференциях в России и за рубежом. Были изданы ряд книг по тематике трансдисциплинарности.  В этот же период были выполнены практические работы по решению специфических проблем в 10-ти Федеральных Ведомствах Российской Федерации. Итоги проверки эффективности трансдисциплинарных технологий сопровождались положительными отзывами специалистов этих министерств и ведомств.

В период с 04 ноября по 15 ноября 2011 года по официальному приглашению руководства Национального Технологического Института Мексики директор АНО Институт трансдисциплинарных технологий, в качестве руководителя Русской (Российской) школы трансдисциплинарности, принял участие в работе XXVIII Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Национального Технологического Института, (г.Мехико,  Мексика). С кратким фотоотчётом о поездке можно ознакомиться здесь.

Чтобы обобщить и сохранить опыт, накопленный в результате многолетних трансдисциплинарных теоретических и практических исследований, в марте 2007 года была создана автономная некоммерческая организация «Институт трансдисциплинарных технологий».  Основной задачей Института является – дальнейшее развитие трансдисциплинарности, как самостоятельной научной дисциплины, а также, сбор, развитие и внедрение в практику решения сложных многофакторных проблем методик и технологий трансдисциплинарного подхода. По подобию Института Санта Фе, Институт трансдисциплинарных технологий имеет лишь небольшой (до 10 человек) постоянный штат дисциплинарных специалистов, профессионально владеющих методиками трансдисциплинарного подхода. В необходимых случаях, непосредственная работа по решению конкретной проблемы осуществляется на научно-технической базе соответствующего профильного научно-исследовательского института, с привлечение в состав временного творческого коллектива необходимого числа его сотрудников. Такая форма организации труда позволяет, с одной стороны, обучить монодисциплинарных специалистов трансдисциплинарным технологиям, а с другой стороны, исключить этап «доказывания истинности» научных результатов, полученных специалистами из другой области знаний.

В процессе 20-ти летней работы по созданию и практическому применению методологии трансдисциплинарности-4 выяснилось, что большинство разработанных трансдисциплинарных технологий и технологических идей, подготовленных к практической реализации, имеют «двойное назначение». В связи с этим обстоятельством, было принято решение сократить объём выступлений и публикаций по некоторым темам в открытой печати.  

К 2015 году наибольшей практической реализации удалось достичь в семи отраслевых направлениях:

– экономики (это направление развивают учёные Московского Государственного Университета Управления, под руководством доктора экономических наук, профессора. В начале 2014 года в издательстве «Юрайт» (г.Москва) был выпущен учебник для магистров «Методология  научных исследований». Материал учебника написан группой авторов  Мокий М.С., Никифоров А.Л., Мокий В.С. Учебник допущен Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. В этом учебнике, в части касающейся, подробно представлены примеры применения трансдисциплинарных моделей единицы порядка, как методологического инструмента, в частности, для решения сложных многофакторных проблем экономики.

– экологии (док1док2док3док4),  образования (док1док2), здравоохранения (док1док2), строительства и архитектуры(док1док2) , массового и профессионального спорта (док1док2), профилактики антиобщественной и террористической опасности. Всего же планы, проекты и идеи, подразумевающие практическое воплощение, были предложены более чем в 20-ти отраслевых направлениях.

Двадцатилетняя история Русской (Российской) школы трансдисциплинарности свидетельствует о том, что в своём развитии, она пошла по более традиционному в науке, пути, объединив требования к новому принципу научного познания в рамках специализированной научной дисциплины. Трансдисциплинарность, как  научная дисциплина, изначально нацелена на обеспечение доступа специалистов ко всей монодисциплинарной информации объекта исследования. Такой доступ достигается посредством трансдисциплинарной классификации дисциплинарной информации, а также, использования моделей трансдисциплинарной системы. На практике, при решении сложных многофакторных проблем, такой доступ равносилен доступу к механизмам формирования целей и функций объекта; к  программам и сценариям его наиболее вероятного развития; к механизмам согласования (упорядочивания) и взаимодействия множества естественных и/или искусственных элементов, образующих собой, объект.

В своё время квантовая физика обеспечила концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классической физики. Этот выход был осуществлён в сторону микромира. В результате значительно обогатились не только научные знания. Общество получило ядерную энергию и нанотехнологии. Трансдисциплинарность-4 также обеспечивает концептуально и методологически обоснованный «выход за границы» классического естествознания. Однако такой «выход» теперь направлен в противоположную сторону – в сторону макромира.  Следовательно, есть основания говорить о возможности трансдисциплинарности-4 обогатить научные знания, но, также и разработать технологии управления макрообъектами и макропроцессами, к которому традиционно относится:

- управление общим состоянием объектов природы и общества;

- управление общим состоянием человека и сложного технического объекта;

- создание альтернативных источников энергии и материалов с заданными свойствами;

- создание уникальных средств дальнодействующей связи;

- создание способов и технических средств получения и обработки информации, прежде всего, компьютеров нового поколения и так далее[75].

 

Ссылки к разделу:

71. Путинцев, В.И. Артюхова, Г.Д. Лебедева «Феноменальные состояния биологических и экологических систем в организованном пространстве» / Материалы международной конференции «Анализ систем на пороге 21-го века. Теория и практика». М.: 1996. — Т. 2. — С.414-423.

72. Путинцев А.И., Артюхова В.И., Тимофеев В.И. Информологический анализ в системной экологии:  1. Феномен влияния пространства и структуры системы на биологические показатели водных тест-объектов в лабораторных экспериментах // Теоретические проблемы экологии и эволюции. 2-е Любищевские чтения // Тольятти, ИнтерВолга,1995.

73. Артюхова В.И., Путинцев А.И. Информологический анализ в системной экологии: 2.Биоразнообразие как фактор обеспечения реализации потенций видов. Феномен  «Космос-2» // Материалы конференции «Проблемы биологического разнообразия водных организмов Поволжья. Зоопланктон. Зообентос» //Тольятти, ИнтерВолга, 1995.

74. Мокий М.С. Пространственно-временные факторы в развитии экономических систем. М.: Калита, 2001. 184 с. ISBN 5-93417-034-1

75. Мокий В.С. Основы трансдисциплинарности. Н.: Эль-Фа, 2009. — С. 55-56.

 

 

Назад